МБОУ СОШ им. Дм. Батиева
с. Гам, Усть-Вымский район, Республика Коми
  • О школе

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа им. Дм. Батиева" с. Гам (МБОУ "СОШ им. Дм. Батиева" с. Гам)

    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. Дм. Батиева" с. Гам является частью муниципальной системы образования, обеспечивающим реализацию конституционных прав граждан, проживающих в Усть-Вымском районе Республики Коми, на получение ими начального общего, основного общего и среднего общего образования. Школа работает над созданием комфортных условий в обучении учащихся с различным состоянием здоровья и показателями физического развития. Работа проводится в соответствии с системой действующих стандартов, законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, нормативными документами Министерства просвещения РФ.

    Изучение иностранного языка начинается со 2 класса.  В рамках современных требований федеральных государственных образовательных стандартов учебные кабинеты оснащены необходимым оборудованием и компьютерами с выходом в Интернет.

    На базе школы работает спортивный клуб, пользующийся большой популярностью у учащихся. 

    В 2001 году средней общеобразовательной школе с. Гам присвоено имя Дмитрия Батиева.

    Родился Дмитрий Александрович в деревне Кебырыб, входящей в состав села Гам Жешартской волости Яренского уезда Вологодской губернии (в энциклопедии Республики Коми указана другая дата рождения - 2 ноября).

    В 1917 году он окончил Хлыновскую учительскую семинарию, после октябрьской революции год учился Петербургском университете.

    В 1920 году Батиев был назначен заведующим Зырянским отделом Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР. Наркомнацем РСФСР руководил Иосиф Сталин. Там Батиев всячески лоббировал создание единого Коми края.

    В автономную республику, по задумке Батиева, должны были войти Усть-Сысольский уезд, Коми волости Яренского и других близлежащих уездов, Коми-Пермяцкие волости, Большеземельская, Малоземельская тундры, низовья Печоры, ближайшие острова Северного Ледовитого океана и низовья Оби с находящимися там коми селениями.

    Центр поддержал мысль о праве коми народа на природные богатства края: все заводы и рудники. И богатства на поверхности и в недрах земли переходят в непосредственное ведение Совета народного хозяйства Коми республики.

    25 апреля 1921 года Батиев изложил свои идеи в Наркомнаце. В прениях выступил Сталин, который указал, что выделение Коми необходимо, но не в виде республики, а в виде автономной области.

    22 августа издается декрет о создании Коми автономной области. Как известно, эту дату взяли за точку отсчета празднования государственности Республики Коми. Территория области ограничивалась примерно рамками современной Республики Коми (без Усть-Цильмы).

    В апреле 1933 года Батиев в числе 30 человек был арестован по так называемому «делу угро-финнских народов». Его приговорили к пяти годам лишения. Срок отбывал в Ухтпечлаге.

    В августе 1940 года Батиев вернулся в Гам, где жил до марта 1941 года. Затем он уехал на юг, надеясь поправить там свое здоровье. Но у НКВД были другие планы. 9 апреля (по другим данным – 18 июня) его арестовали в городе Сталино (Донецк) и этапировали в Сыктывкар.

    22 ноября 1941 года нарком госбезопасности Коми АССР Савватий Кабаков и прокурор Коми АССР Николай Фотиев утвердили приговор по расстрельной статье. В этот же день приговор был приведен в исполнение.

    История школы

    28 октября 1901 года впервые открылись двери Гамской второклассной учительской школы. С тех пор прошло 120 лет.

    Несколько тысяч учеников закончили Гамскую школу. Имена многих известны не только в республике, но и далеко за ее пределами.

    В XIX веке Гам становится селом, в нем появились церковь, почтовая станция, ученые заведения.

    В 1867 г. открывается церковно-приходская школа при церкви Михаила Архангела, где дети приобретали элементарные навыки письма, чтения и счета. Больше времени уделялось изучению Закона Божьего, церковнославянскому чтению и церковному пению.

    В 1889 г. в селе Гам была открыта одноклассная церковно-приходская школа. Занятия в школе сводились к изучению Закона Божьего, обучению навыкам церковного пения, чтения церковной и гражданской печати и письма, усвоению детьми начальных арифметических сведений. Занятия проходили в доме священника, учителями были священники, дьякон. В 1897 г. в селе была открыта еще одна школа - женская. Теперь образования могли получать и девочки.

    Однако систематическое обучение детей в Гаме началось лишь с открытия Гамской второклассной учительской школы. Это стало большим событием не только для местного населения, но и для жителей соседних приходов, волостей. Они прошли десятки верст, чтобы посмотреть на это торжество. Ведь впервые в Гаме было построено собственное здание школы. Оно возводилось по плану инженера Дружинина. На его постройку было израсходовано 7866 рублей. Здание имело два этажа. Благодаря Величине, пропорциональности всех частей и чистоте отделки, внешний вид здания производил приятное впечатление и служил в ту пору украшением села. В нижнем этаже помещались комнаты для учителей, столовая, кухня, спальня, а в Верхнем - комната ремесленного класса, библиотека, классные комнаты. Открытие состоялось 28 октября 1901 г. В адрес школы пришли поздравления, приветственные телеграммы.

    На следующий день в школе начались занятия. Основными учебными предметами были Закон Божий, русский язык, арифметика, церковнославянский язык, география, сведения  о явлениях природы, геометрическое черчение, отечественная история - церковная и гражданская, чистописание, дидактика, церковное пение и рисование. Серьезное внимание уделялось трудовому обучению - столярному и переплетному делу. Каждый урок начинался и кончался молитвой. Преподавание всех предметов велось на русском языке. Школа содержалась на средства Святейшего Синода, а также пользовалась пособием от общества в размере 60 руб. на наем сторожа и отопление.

    Гамская школа была единственной второклассной школой в Яренском уезде. Желающих стать учениками было много. В школу принимали только тех, кто прошел все испытания. Поэтому, как вспоминает один из первых учеников школы П. А. Сорокин, "большинство учащихся были способными мальчиками, умственно, физически и духовно развитыми. Общая атмосфера в школе стимулировала развитие интеллекта, рождала ощущение счастья и была философски идеалистической". Лучшие ученики получали стипендию в размере 5 рублей, которыми оплачивалась комната и стол в школьном общежитии. В школе работало пять учителей, которые "были хорошими людьми и отличными педагогами".

    Заведующим и законоучителем школы был священник Гамской церкви И. С. Покровский, старшим учителе - А. Н. Образцов. Оба были образованными, творческими людьми, оказавшими значительной влияние на своих учеников. Число учащихся школы колебалось в пределах 40 человек, однако выпуски были небольшими, значительным был отсев учащихся.

     В 1905г. в Гаме открылась школа грамоты, которая была доступна для всех слоев населения, в том числе и для бедняков. Она давала учащимся элементарные знания.

    Последний выпуск Гамской второклассной школы был в 1917 г. За период функционирования школы ее закончили 118 человек.

    В 1930 году на основе единой трудовой школы в с. Гам была образована школа крестьянской молодежи, которая давала семилетнее образование, втягивала сельскую молодежь, а через нее и массу крестьян, в активную общественную жизнь. Кроме того, учащиеся сами получали знание в школе, каждый ученик должен был обучить грамоте - научить читать, считать и писать -  еще пять человек. Сельскохозяйственное направление стало приоритетным в деятельности педагогов школы. Поэтому учебно-воспитательный процесс был образован в соответствии с новыми планами и программами. в школе были созданы ученические бригады, за которыми закреплялись земельные участки. Вся работа проводилась под лозунгом "За лучший урожай". Кроме того, школьников учили столярному, сапожному и швейному делу. В 1931 году в школу пришли новые преподаватели, выпускники Усть-Вымского педтехникума. В этом же году внедрили лабораторно-бригадный метод обучения: класс делился на бригады по 8-9 человек; вся бригада сидела за общим столом; на уроке обычно отвечал один ученик, более сильный. В 1932-1933 годах были введены экзамены, которые выявили низкий уровень обученности. Многие ученики отсеялись. Бригадный метод не оправдал себя, поэтому от него пришлось отказаться.

    Осенью 1940 г. в с. Гам на базе семилетней была открыта средняя школа. В Гамскую школу поступали учащиеся не только из ближайших деревень, но из более отдаленных сел: Межога, Жешарта, Айкино.  В школе была хорошая библиотека, бильярд, фисгармония, проекционный аппарат" (Из воспоминаний В. Н. Козлова). учащиеся активно занимались в различных кружках. Особой популярностью пользовались драматический (руководители В. Власова и В. Исаков) и  литературный (руководитель М. А. Агафонова).

    С началом Великой Отечественной войны многие учителя, в том числе и директор школы, добровольцами ушли на фронт. Суровые годы войны были нелегкими для школьников и учителей Гамской средней школы. Им приходилось трудиться на колхозных полях, фермах, сплаве леса. Школьники с. Гам принимали активное участие в сборе средств в фонд обороны, в сборе теплых вещей и подарков бойцам Красной Армии.

    В 1943 г. состоялся первый выпуск средней школы. Выпуск был небольшой - всего десять человек, из них пять мальчиков и пять девочек. Шла война, поэтому выпускники школы пополняли ряды Советской армии.

    В 60-70 годах наблюдался рост числа учащихся в Гамской средней школе. Здесь обучались дети из населенных пунктов Гамского сельского совета, а также д. Арабач, с. Вездино. Для детей с отдаленных мест функционировал интернат, где было организовано бесплатное горячее питание, велась учебно-воспитательная работа. Число учащихся увеличилось также с открытием в 1969 г. при Гамской школе консультативного пункта по обучению молодежи, не имеющей среднего образования.

    Новое здание школы было принято Госкомиссией в 1979 году. Однако занятия начались лишь в феврале 1980 года. На нижнем этаже школы расположились столовая, мастерские и физкультурный зал, на двух верхних - учебные и административные кабинеты. С открытием нового здания появилась возможность перехода на кабинетную систему обучения. В старом здании были только кабинеты химии, физики и начальной военной подготовки. Администрация и учителя школы приложили немало сил для оснащения и оформления школы.

    После перехода в новое здание была закрыта Ягская начальная школа. В 1982 году закрылся интернат в д. Погост. Для организации подвоза арабачских и вездинских учащихся был выделен автобус совхозом "Гамский". Материально-техническая база школы постепенно улучшалась и обновлялась. В 1987 г. был построен тир. В 1991 году проведен капитальный ремонт крыши, которая была приспособлена для северных условий, стала шатровой. В 1993 г. администрация Усть-Вымского района приобрела автобус для школы. В 1994 г. в школе был оборудован компьютерный класс.

    Образование и формы обучения

    Начальное общее, основное общее и среднее общее образование

    В соответствии со статьей 17. (формы получения образования и формы обучения) Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" №273-ФЗ с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимся обучение в МБОУ "СОШ им. Дм. Батиева" с. Гам осуществляется в очной форме.

     

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    В основу реализации Программы положен современный программно-проектный метод, сочетающий управленческую целенаправленность деятельности администрации и творческие инициативы со стороны рядовых сотрудников. Выполнение государственного задания происходит в рамках направлений, представляющих комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, нацеленных на обеспечение доступности качественного образования в соответствии с показателями эффективности работы образовательного учреждения. Инициативы со стороны педагогического коллектива по реализации Программы оформляются как педагогические проекты. Результатом работы Школы по направлениям является повышение эффективности работы, высокий уровень удовлетворенности всех участников образовательного процесса качеством общего образования

    Фотографии

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie